О художнике

портрет в интерьере1Виталий Борисович Цилиакус прирождённый художник. С ранних лет он живо интересовался рисованием, не расставался с блокнотом и карандашом, и как только представилась возможность, поступил в художественную студию Н.К.Кащевского, выпускника Парижской Академии художеств. Затем перешёл в студию В.В.Воробьёва, выпускника Ленинградской Академии художеств. А уже в 16 лет поступил в Московское Академическое Художественное училище памяти 1905 года (МАХУ) на художественно-педагогический факультет. На первом же курсе он поражал всех педагогов своим трудолюбием, предоставляя на просмотры огромное количество работ. Он участвует в конкурсах, на конкурсе «Современная Москва» занял 3-е место, а 1-ое и 2-ое жюри решило не присваивать никому.Его работы экспонируются на выставках, одна из работ была выбрана на всесоюзную лотерею, что было престижно в советское время. Но сильный идеологический прессинг, невозможность выбора желаемых тем для творческих работ, побудили юного художника перейти на театральный факультет, где было больше свободы. Он попал к замечательному педагогу Татьяне Ильиничне Сельвинской, которая сразу разглядела в нём самобытного, одарённого художника, всецело отдающего себя любимому делу. Иногда просмотры работ проходили у неё дома.Вместе с ней студенты посещали мастерские известных художников. Помимо учебных заданий, увлечённый живописец писал множество этюдов, делал наброски, в любую погоду, зимой и летом, выезжал писать на природу.

По окончании училища молодой специалист был направлен в Брянск педагогом художественной школы,где начался длинный и успешный путь педагога, а затем стал работать главным художником театра кукол. Однако провинциальная жизнь тяготит художника и в 1974 году Виталий Борисович переезжает в Ленинград. Первые годы он работает в народных театрах в Ленинграде, Старой Ладоге, Сланцах, Выборге. Им оформлен не менее десятка спектаклей. Причём он выполнял не только эскизы, но и все декорации в материале.

Одновременно он работает творчески и участвует в выставках художников Ленинградского андеграунда. В 1977 году он возвращается к педагогической работе, которая захватывает его «с головой». На своё творчество времени не остаётся. Не смотря на жёсткие идеологические и формальные требования, спускаемые «сверху» к работе педагога художественной школы, он умел творчески и даже с долей артистизма проводить занятия, добиваясь отличных результатов. В 1990 году ему было присвоено звание «Лучший педагог дополнительного образования Московского района».

IMG_0004Не смотря на видимые успехи, педагог не был удовлетворён своей работой под давлением вышестоящих чиновников. В годы «перестройки» ему было позволено работать по своей программе. В памятном 1991 году, когда наша страна получила мощный импульс к новому творчеству, к свободе, Виталий Борисович, проработав к тому времени с детьми уже 20 лет, начал эксперимент ЭХО. За эти годы у него сложилось совершенно другое, новое понимание предназначения учителя изобразительного искусства, его сотрудничества с учениками. Сберечь творческий импульс ребёнка, с помощью ритма, цвета и музыки дать раскрыться богатствам детской души. Помочь ощутить гармонию природы и мироздания, освободить от иммитационно — иллюстративного взгляда на искусство, научить выражать свои мысли и чувства, впечатления и настроения – главные цели педагога.

Уже первые пробы построить по-другому занятия, в отличие от общепринятой программы, привели к непредсказуемо интересным результатам и послужили основой его эксперимента. Вдохновлённый первыми удивительными успехами своих учеников, Виталий Борисович в 1992 году покинул художественную школу и вместе со своими учениками перешёл в физико-математическую школу №366 и, в рамках дополнительного образования, организовал студию «ЭХО» (Экологически-Художественное Образование), чтобы продолжать эксперимент. Чтобы дети не потеряли ничего, уйдя из художественной студии, смелый педагог берётся давать им полноценный объём знаний и навыков, ведя пять предметов: композиция, живопись, графика, история искусств, культура народов мира. Особое внимание в студии уделялось подросткам. По отзыву председателя совета по детскому художественному творчеству при Санкт-Петербургском Союзе Художников России, заслуженного деятеля искусств, профессора О.Л.Некрасовой-Каратеевой: «Разрабатывая новые подходы и методы, педагог сумел гармонично и целостно подвести своих воспитанников к полноценному творчеству в этот “стрессовый” период их жизни, добиваясь взаимопонимания, любви и доверия, помогая и ориентируя детей на позитивное мировосприятие и творчество».

5364Кроме того, он вёл большую выставочную работу в Санкт-Петербурге, других городах и за рубежом. Ежегодно им проводились 10 – 15 выставок, оформлением которых всецело занимались два педагога – Цилиакус В.Б. и Тарантул Е.А. (преподаватель керамики). За 20 лет работы студии было организовано более 200 выставок, не считая участия в многочисленных городских и международных выставках детского художественного творчества. Наиболее объёмные по количеству (200-400 работ) выставки прошли в Этнографическом музее, музее А.Ахматовой, галерее Московского района, в галерее Свободного Русского Современного Искусства в Санкт-Петербурге. За рубежом: в Сиэтле, в Филадельфии в музее Франклин Минт (США), галерее «Т» в Таллинне, две выставки в Хельсинки (Финляндия), две выставки в Индии – в Российском центре науки и культуры в Дели и в долине Куллу, в музее Урусвати, где некогда была лаборатория семьи Рерихов. В городах: Петрозаводске — в Республиканском художественном музее, в музее им. Н.К.Рериха в Москве, и т.д.

Многие из выпускников студии стали художниками или просто творческими людьми. До сих пор они поддерживают связь с любимым педагогом, до сих пор продолжается дружба с некоторыми родителями. Однако в 2010 году, приняв участие в международном пленэре в Балаклаве, Виталий Борисович решает оставить педагогическую деятельность (к большому огорчению учеников) и вернуться к собственному творчеству, о котором он мечтал. Его захлёстывает вдохновение и желание работать. Он ищет свой путь в искусстве.

Впервые он решился выставить часть своих работ в 200-й юбилейной выставке 20-летия студии ЭХО, совместно со своими учениками в 2012г. на выставке «Учитель и ученики» в выставочном зале Московского района. Более обширная выставка состоялась в 2015г. в особняке Новинского. В 2016 году в июле – августе прошла большая (насколько позволял зал) ретроспективная выставка «Новая старинная музыка» в выставочном зале Московского района. А в сентябре — октябре 2016 года состоялась выставка «Время перемен» в фонде Суслова на Васильевском острове. С 2014 года он участвует в выставках Союза Художников России Санкт-Петербурга. В 2015 году принят в кондидаты, а в 2018 году в члены Союза Художников России.

Виталий Борисович продолжает поиски и эксперименты, он полон замыслов и работает сразу на нескольких холстах.