«Глобус и индийская статуэтка Будды»

"Глобус и индийская статуэтка Будды" Цилиакус Виталий Борисович, Тонированный картон, пастель, 2012г.
Тонированный картон, пастель, 2012г.

Хотелось поработать в материале, который не трогал около тридцати лет. Пастель на тонированном плотном картоне. Это разноцветные мелки, по толщине как большинство не толстых фломастеров. Мне известны два типа пастели: меловая и жировая. Классическая — это меловая пастель. Слово «пастель» произошло от итальянского слова «pasta», что значит «тесто». Действительно из разноцветных порошков пигмента, с помощью мела и смолы замешивается специальное тесто. Затем из него делают круглые палочки и сушат их. Говорят: в пастельных тонах, т.е. в мягких, не интенсивных по цвету, несколько как бы разбеленых, но бывает и достаточно сочных цветов. В «пастельных тонах» есть своё очарование и можно даже сказать «философия», если подумать. Пишется слово «пастель», но произносится как «пастэль», и никакого отношения к постели не имеет. Пастель имеет много оттенков разного цвета. И от количества мелков кое-что зависит. Но можно и смешивать разные оттенки методом наложения один на другой, растушёвывая и т.д. Техник много. В данном случае это рисунок, где хорошо виден штрих, и на взгляд автора цветной рисунок соответствует сегодняшнему российскому непосредственному восприятию зрителя, уже начинающему уставать от «лакокрасочной полиграфии». Жировой или (масляной) пастелью не работал, а посему ничего пока сказать не могу. Думаю использовать её в смешаной технике в уже начатой работе, где будет акрил и масляные краски и такая пастель, но это будет, возможно. А представляемая пастельная работа символична и задумана, как неторопливое размышление. Изображены глобус и Индийская или Тибетская статуэтка Будды, а также натуральные камни и разноцветная смальта. Натуральные камни расположены вертикально слева и справа на тёмном фоне. Они принадлежали человеку, покинувшему этот мир, и не было возможности расспросить его про известную историю этих камней. Особенно левого из них в композиции ( насыщенного металлом и похожего на орудие ), где явственно виден, как бы проступающий из седой глубины, образ чувственного человека, пытающегося рассмотреть ( как и многие из нас ) чудо будущего Гаутамы. В работе этот образ решён конкретно объёмно-осязаемо, хотя в камне можно его и не рассмотеть, как и другие лики там и в работе. Но он нужен и интересен. Гаутаму Будду в некоторых системах рассматривают, как Господа Мира (и хорошо делают). Его отказ от богатства, законно принадлежащего ему, как царевичу, учение о непричинении вреда всему живущему, о сострадании и милосердии и об человеческой ответственности, позволили разместить его одного в композиции на первый план. Благо имелась приобретённая в Нью-Дели статуэтка. Пригодился и подаренный глобус, вознесённый Индийским океаном выше всего в композиции, но всё же на втором плане. А человеческое сердце и разумение трепетное в мечте о ясности существования всё же впереди. Смальта разноцветная стекловидная, сваренная мастерами для мозаики, занимает в композиции второй план. Справа в работе расположен вертикально натуральный природный камень, полный разных оттенков, как и в природе, а внизу (рядом с этим камнем) зелёная исцеляющая смальта. Что значит зелёный цвет, у нас уже было сказано ранее в пояснениях к композиции «Купола Святой Руси». Форма соответствует существующей, но подчёркиваются и приветствуются ассоцации. Рядом с Буддой расположена тёмно — синяя смальта, ограждающая его от куска жёлто-оранжевой смальты, ассоциирующейся с куском настоящего «рыжего» золота, похожего силуэтом на конька, а другим краем на свинью, у «Древнего человека». Мы знаем, как далеко способен умчать «золотой телец» и какую свинью подложить может. Но ведь говорят явно неудобную правду, что деньги не пахнут. Что же он Христа не упомянул даже — подумает кто-то. Бог — это Всё, а ВСЁ и есть ВСЁ! И милосердие и сострадание и ответственность! Нужно ли это? Ещё как нужно! Ой как нужно! Вечности ради нужно! Жизни ради нужно! Но ведь этого желать надо… А зачем? Но ведь это чувствовать надо, подумать надо…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *