Выставка «Новая Старинная Музыка»

       19 июля 2016 года в выставочном зале Московского района открылась первая персональная ретроспективная выставка Цилиакуса Виталия Борисовича. На выставке представлено более 50-ти работ разных лет: 0т 1960 до 2016. Выступающие на открытии с интересом отнеслись к театральным работам художника, к портретам, особое внимание проявили к пейзажам. Путь от первых юношеских работ к современным философским поискам, от этюдов к картинам, наполненным глубоким смыслом и переживаниями автора, глубоко затронул душу каждого.

О выставке и художнике

     Выставка проходит перед предстоящим семидесятилетием художника, поэтому решено её сделать ретроспективной. Есть работы, созданные в шестидесятые-семидесятые-восьмидесятые годы в давно прошедшие времена. Это и большие этюды «Лесопилка»63 г., «Портрет Брата» 75 г. и «21-Век» 86 года, (странным образом затрагивающим проблемы сегодняшнего дня). Но основной костяк экспозиции – это работы, созданные в последние шесть лет, и часть их закончена в 16г., совсем недавно: «Ранняя весна уходящей Кали-Юги», «Старинная музыка», «Дачники или портреты супругов Серёжи и Оли», «Крымские ворота, художники», «Старинная улочка»  и др.
Название выставки «Новая Старинная музыка» по-своему символично.
Россия щедро со всем миром поделилась новыми направлениями развития мирового искусства, ярко выраженными в творчестве «Дягилевских сезонов» в «Мире искусства», продолженными в творчестве Н.Рериха, М.Шагала, К. Петрова-Водкина, М. Чурлёниса, П. Филонова, К. Малевича,    В. Кандинского и других. Конечно, во многих случаях – это предельные поиски художников, я называю их «дары Миру». Не всё приемлимо современному глазу, но это рассудит время – возможно время будущего. Не все «дары» освоены в полной мере настоящим и требуют пути дальнейшего. Но ни у кого из перечисленных мною мастеров нет отрицания человека как такового – ни в летающих любовниках у Шагала ( а разве они не летают, когда любят?), ни в сияющих, (которым нет дела до их собственного сияния у Рериха), ни в заключённых в сферичность у Петрова-Водкина, ни в музыкальных молниях, бьющих в древние пирамиды у Чурлёниса или в его надмирной «Сказка королей», ни в множественности, зачаровавшей Филонова, ни в неотвратимой
локальности бытия Малевича, ни в экстатической попытке Василия Кандинского увидеть Бога в глубине глубокого цвета. А в современном искусстве Запада звучит беда отчаяния неприкаянности, ненужности человека, a заодно и бытия. По сути перечёркиваются все ценности мироздания, низводя сложное и глубокое в человеке к нужно- необходимому и  относительно простому, если не сказать простенькому, как еда, одежда, норка (жильё), туалетная бумага, ситечко мадам Грицацуевой и т.п. Конечно это важно. (кто спорит). Но и это не рыночно. Это необходимо от рождения каждому. Конечно есть немало людей кому эта живопись, хорошая музыка и т.п. вовсе не нужны, но их детям уже может понадобится. И слава Истине, похоже на Руси начинается отрезвление от демонкратического угара. Этюдисты, стремящиеся передать с замиранием сердца, тончайшие переходы непередаваемого ни на одном языке мира оттенка цвета – есть наше сокровище, настоящее и будущее в своём развитии. Конечно речь не идёт о РАБСТВЕ У НАТУРЫ. Это в среднем компьютере отражаются несколько миллионов оттенков, а глазу художника видно во много раз больше. Рад, что в нашем союзе художников есть объединения «На солнечной стороне» и «Полиреализм». Реализм – ёмкое весьма сложное понятие, в котором быть Художнику естественно. И автор представленных работ воспринимает реализм как Путь души, связующий художника с душами, воспринимающими его творчество и на этой выставке. Конечно реализм 21-го века не может выглядеть как реализм совсем древней пещеры а и ещё «не может быть «Ориньякскими макаронами,» взятыми как путь в будущее студии ЭХО. После мощного холодного интеллектуального творчества Дали, взволнованной рисующей живописи Ван-Гога и бегства к основам бытия художника-поэта Гогена, безысходного откровения Модильяни, — просто невозможно представить себе (и не нужно) реализм первой половины 19-го века в России, ибо рождается НОВЫЙ РЕАЛИЗМ НОВОГО ВРЕМЕНИ. И, конечно, суть дела не в названии, — закончилось время игр разума, путь истерики разбивания гитар, путь в насыщенное никуда. Требуется художник солнечный, помогающий человеку будущего. Путь, необходимый к этому художнику и представляет эта выставка. Путь, ясное дело не простой и не лёгкий со старинной музыкой, в которой есть и любовь к жизни, а значит к Родине, и ритм, и мелодия, и структурированность,  и необходимая сложность для человека — существа явно сложного. «А где мне взять такую песню…», нет, песен не надо, там много слов, много лжи сказано словами, и хотя без них нельзя,  речь идёт о музыке ещё живой души человека.
Более 30-ти лет отдал Московскому району Санкт Петербурга художник выставки Цилиакус Виталий Борисович «Новая старинная музыка». В начале работал педагогом рисунка, живописи, композиции в художественной школе №13 Московского района. Затем по собственной воле покинул «художку» — художественную школу и на базе 507-й общеобразовательной школы у директора  К.В. Полушкина в 1992 г.  организовал собственную студию ЭХО — «экологически-художественное образование» или более точное название «этерно художественное образование» . В 1993 году перешёл вместе со своими учениками в физико-математическую школу-лицей №366 на ул. Фрунзе, где директором тогда была Фадеева В.Н. В 2012 году в выставочном зале на площади Чернышевского, 6. состоялась 200-я юбилейная, к 20-летию студии, выставка «Учитель и УЧЕНИКИ»,  где впервые вместе с учениками выставил свои работы руководитель студии Цилиакус В.Б. Из этих 200 выставок 10 прошли за рубежом. В США, Франции, Индии, Финляндии. Помимо этого студия ЭХО участвовала в более 50 – ти выставках (в том числе зарубежных) детского художественного творчества. 10-летие своё студия отмечала большой выставкой в музее Н.К.Рериха в Москве.Альтамир

 

20160719_185110

выставка В.Б.июль 2016 020

20160719_185326

014

20160719_190059

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *